Владимир Самарин [2003-2006] Статья из журнала ФОТОМАГАЗИН (июнь 2003). |
Cовременные узкоплёночные камеры близки к совершенству — в его современном понимании. Изощрённейшая автоматизация автофокусных моделей, с одной стороны, предельная надёжность немногочисленных механических "живых ископаемых" — с другой...
С третьей стороны (мы же живём в трёхмерном мире) — давление цифровых технологий, последние порождения которых сопоставимы по качеству с узким снимком. Однако есть отдельный мир, в котором понятия о качестве и разрешении значительно, по крайней мере в 2,7 раза, выше.
Разумеется, речь идёт о среднеформатной аппаратуре, использующей плёнку типа 120. Есть ещё вдвое более длинная плёнка типа 220 (без бумажного ракорда), но она в России не продаётся. Понятие среднего формата фактически включает в себя несколько форматов, среди которых самые распространённые - 6x4,5 см, 6x6 см и 6x7 см. Некоторые камеры делают и 6x8 см, ранее широко распространены были камеры 6x9 см. Есть и другие форматы, например, панорамные 6x12 и даже 6x17 см, но такие камеры настолько специфичны, что требуют отдельного описания каждая; цена же их в сочетании с узким вектором применения обуславливает крайне узкое распространение.
Самая популярная часть среднего формата вообще - формат 6x4,5, или, если быть абсолютно точным, 56x42 мм. Нетрудно подсчитать, что площадь такого кадра примерно в 2,7 раза больше площади обычного узкоплёночного кадрика 24x36 мм, а это значит, что при печати некоего формата кадр 645 потребует пропорционально меньшего увеличения. А это, в свою очередь, значит, в частности, что пропорционально уменьшится зернистость и повысится разрешение отпечатка. Выигрыш в качестве очевиден и
неоспорим.
Среднеформатный мир выглядит по сравнению с 35 мм оазисом консервативности. Однако формат 645, как наиболее малый (и лёгкий) в среднем формате вообще, развивается наиболее динамично. За последние пять лет здесь выросла целая плеяда автофокусных камер. Автофокусировка значительно повысила оперативность работы, открыла новые возможности применения камер формата 645.
Помимо системных автофокусных камер в формате 645 имеются и неавтофокусные модели, причём наиболее широкий выбор предоставляет Mamiya. Те производители, которые ранее выпускали неавтофокусные камеры, а затем внедрили автофокусировку (та же Mamiya, а также Pentax), поддерживают сквозную совместимость камер и оптики. Автофокусный Hasselblad - пока уникальная разработка Хасселя в формате 645, использующая только свои объективы. То же справедливо и в отношении автофокусного Контакса (объективы последнего могут использоваться через специальный адаптер на 35-мм автофокусных камерах серии Contax N).
Весьма интересна дальномерная камера Bronica 645 - она привнесла в формат 645 все прелести дальномерной фотографии, присущие узкоплёночным дальномеркам Leica, с одной стороны, и более крупноформатным дальномеркам Mamiya - с другой.
Есть с 1995 г. в формате и свои "мыльницы" - камеры фирмы Fujifilm серии GA645 Professional. Это автофокусные камеры с жёстко встроенным объективом и встроенной вспышкой, хотя и с достаточными возможностями ручного управления. Однако в Россию организованно эти камеры не ввозятся (как, впрочем, и другие среднеформатные камеры от Fujifilm).
Bronica ETR Si
|
С не очень давних пор торговая марка Bronica принадлежит японской компании Tamron. Изменение собственности, похоже, не отразилось на продукции: Bronica ETR Si - такая же, как и раньше. И по-прежнему это - единственная камера формата 645, с которой используются исключительно объективы с центральным затвором. Это объективно удорожает систему, но способствует повышению качества: уменьшаются вибрации при работе, обеспечивается синхронизация со вспышкой на любых выдержках, включая кратчайшую - 1/500 с.
Камера имеет модульную конструкцию. К собственно камере - "кубику" с зеркальным механизмом - можно присоединить задники четырёх типов (для плёнки 120, 220 и 35 мм, в последнем случае - на кадр 24x36 и 24x54 мм). Есть и задник для мгновенных фотоматериалов Polaroid. Экспозиционная автоматика (режим приоритета диафрагмы) возможна с автоэкспозиционным призменным видоискателем, в который встроен экспонометр, обеспечивающий интегральный замер. Кроме него существуют шахтный видоискатель, простая призма (без экспонометра) уменьшенных габаритов и призменный видоискатель с вращающимся окуляром.
В линейке оптики - полтора десятка объективов Zenzanon с фокусным расстоянием от
30 мм (фишай) до 500 мм, в том числе два зума - стандартный 45-90 мм f/4-5,6 и длиннофокусный 100-220 мм f/4,8. В систему входят восемь сменных фокусировочных экранов, простая эргономичная рукоятка и рукоятка-мотор, а также полноценный набор аксессуаров для макросъёмки. Камера поддерживает TTL-управление согласованными вспышками Metz. Соответствующий адаптер - SCA 386 - предлагается производителем камеры как дополнительный аксессуар. Цена простейшего комплекта с призмой, задником и объективом приближается к $2000.
Bronica RF645
Эта камера не имеет аналогов в своём формате. Уместно провести параллель, пожалуй, с узкоплёночной камерой Konica Hexar RF, ибо Bronica RF645 тоже имеет оптический дальномер и режимы экспозиционной автоматики. Несмотря на более узкий диапазон выдержек, Броника функционально выигрывает, имея наряду с приоритетом диафрагмы и полностью автоматическую программу, а также поддерживая режим TTL-управления вспышками. Есть у неё и режим мультиэкспозиции. Экспозиция измеряется пятисегментной матрицей, но режим замера - только консервативный центровзвешенный.
Плёнка протягивается курком, как на механических малоформатных камерах. Выбор сменной оптики невелик, но разумен: широкоугольник 45 мм f/4, стандартный объектив 65 мм f/4 и телевичок 100 мм f/4,5. Объективы оснащаются электронно-управляемым центральным затвором с внушительным диапазоном выдержек (1/750-8 с в автоматическом режиме); затвор работает удивительно тихо. Интересно, что при снятии с камеры объектива кадровое окно автоматически закрывается светонепроницаемой шторкой, не допускающей засветку кадра. В видоискателе имеются яркие рамки для фокусных расстояний 65 и 100 мм и информативный дисплей, с широкоугольным объективом используется внешний видоискатель.
Несмотря на компактность и лёгкость, камера прочна так, как должна быть прочна среднеформатная (то есть профессиональная) камера. Корпус изготовляется из бронзы и алюминия, а верхняя деталь, защищающая видоискатель/дальномер, - из легированного магния. Всем хороша эта дальномерка, только ограниченный выбор сменной оптики несколько снижает её практическую ценность.
Contax 645
Зта камера - дебют торговой марки Contax на среднеформатном рынке. Впервые компания Куосега анонсировала эту камеру на Фотокине -1998, однако реально камера стала появляться в продаже только на рубеже тысячелетий.
Разумеется, при разработке нового вида аппаратуры был максимально учтён богатый опыт по созданию 35-мм зеркалок. Правая (с точки зрения фотографа) рукояточная часть камеры вообще практически идентична "узкоплёночным". Наиболее заметное отличие - диск установки выдержек, стоящий на правом крае верхней панели (его фотограф может вращать большим пальцем правой руки, не отрываясь от окуляра). На малоформатных Контаксах диск выдержек (если таковой имеется) ставится обычно слева от кожуха пентапризмы, однако на модели 645 пентапризма слишком велика и помешала бы манипулированию находящимися слева от неё органами управления; кроме того, слева от призмы корпус камеры и кончается.
Каркас камеры выполнен из двух металлических деталей: алюминиевого шасси и стальной байонетной коробки. Внешние панели корпуса изготавливаются из прочного искусственного материала, армированного углеродными волокнами.
Камера оснащена фокальным затвором с вертикальным ходом ламелей. При этом кратчайшая выдержка составляет 1/4000 с, что для среднеформатной камеры просто великолепно. Выдержка синхронизации 1/125 с является достаточно короткой (хотя и не может сравниться с потенциалом центральных затворов, синхронизирующихся со вспышкой на любых выдержках).
Замер экспозиции с шахтным видоискателем MF-2 точечный, а с TTL-призмой MF-1 дополнительно появляется центровзвешенный. Важной функцией является TTL-управление дополнительными вспышками (производитель, естественно, рекомендует родные вспышки вроде Contax TLA 360, но с помощью адаптера SCA 3802 с камерой можно совершенно свободно использовать и метцевские блицы). Вспышка ставится в горячий башмак с контактной группой TTL-управления или подключается кабелем к специальному разъёму, расположенному на левой панели камеры. Рядом с этим разъёмом имеется и обычный синхроконтакт для кабельного подключения простых, несогласованных вспышек. Даже с простым шахтным видоискателем на камере действует функция флэшметра - вспышка срабатывает при закрытом затворе, свет вспышки отбрасывается нанесённой в центре ламелей светлой точкой на светоприемник, после чего остаётся только установить диафрагму так, чтобы совпали индексы на аналоговой шкале видоискателя. Для такой флэшметрии тип вспышки совершенно не важен; это может быть и мощный комплект студийных импульсных осветителей, и портативная вспышка.
Режимы экспонирования - приоритет диафрагмы, приоритет выдержки и ручной - отрабатываются камерой независимо от того, какой видоискатель использует фотограф. С шахтным видоискателем дисплей оказывается сверху поля; через лупу видоискателя он легко читается. Плёнка протягивается встроенным мотором с максимальной скоростью 1,6 кадра/с.
Встроенный сканер по нанесённому на ракорд плёнки штрих-коду автоматически определяет светочувствительность, её тип (120 или 220) и длину - подобно контактному считыванию DX-кода малоформатными камерами. Однако одна из самых интересных фирменных функций может использоваться только с плёнкой типа 220 - специальная вставка (MFB 1-B) в обычный магазин MFB-1 обеспечивает вакуумное выравнивание плёнки на прижимном столике (примерно так же, как на известной 35-мм камере Contax RTS III). Очевидно, для широкой плёнки это ещё более актуально, чем для узкой - увеличенное кадровое окно, увеличенные изгибы плёнки на направляющих валиках (особенно при перерывах в съёмке) не способствуют идеальному выравниванию плёнки; в то же время к качеству конечной продукции предъявляются повышенные требования.
Для камеры разработана новая линейка оптики Carl Zeiss, в настоящее время насчитывающая девять объективов от широ-коугольника 35 мм f/3,5 до телеобъектива 350 мм f/4, в том числе стандартный зум 45-90 мм f/4,5. Все объективы, кроме макрообъектива 120 мм f/4, оснащены встроенным фокусировочным мотором. Дополнительно возможности оптики расширяет телеконвертер 1,4х.
Как и на других автофокусных системных камерах, у автофокусировки есть разовый и непрерывный режимы. Датчик автофокусировки один, центральный, однако достаточно крупный (четыре горизонтальные и две вертикальные линии, в общей сложности около 250 000 пикселов). В то же время автофокусировка не является на камере приоритетной. Во-первых, её в любой момент можно отключить специальным рычагом, а во-вторых, фотограф в любой момент может скорректировать автоматическую наводку на резкость вручную, просто довернув фокусировочное кольцо объектива. Стандартный плёночный задник оснащён устройством, позволяющим впечатывать различную информацию на свободном поле вдоль узкого края снимков.
Среди полезных системных аксессуаров стоит отметить батарейный блок-бустер МР-1, позволяющий дополнить штатный источник питания - батарею 2CR5 - ещё четырьмя батареями типа АА, кронштейн для вспышки (с поддержкой TTL-согласования и дополнительной спусковой кнопкой), кабельный спуск (при возможности использования и обычных механических спусковых тросиков), сменные фокусировочные экраны, полароидный задник, мех и удлинительные кольца для макросъёмки.
Как уже отмечалось, цейссовские объективы от этой камеры могут использоваться на малоформатных автофокусных зеркалках Contax N1 и NX, а также на цифровой зеркалке Contax N Digital; для установки требуется специальный адаптер (NAM-1). В таком сочетании автофокусировка поддерживается, однако режим фокусировочной вилки не отрабатывается.
Цена комплекта, состоящего из камеры, АЭ-призмы, универсальной вкладки 120/220 и стандартного объектива 80 мм, -около $4550. Ряд производителей выпускает для Contax 645 цифровые задники. Последняя новинка в этой области - Kodak DCS Pro 645C (он же выпускается и для камеры Hasselblad H1).
Hasselblad H1
Эта камера - самая горячая новинка в формате 645. Она появилась на публике на прошлогодней Фотокине-2002. Камера интересна по целому ряду признаков. Во-первых, это первый Хассель формата 645; все камеры, выпущенные под этой маркой до того, относились к "квадратному" формату 6x6. Во-вторых, это первый автофокусный Хассель. И в-третьих, это первая системная среднеформатная камера со встроенной вспышкой (точности ради отметим, что вспышка встроена не в камеру, а в съёмный призменный видоискатель). Для камеры выпускается особая линейка объективов со встроенными фокусировочными моторами, причём оптика разрабатывается не привычным Цейссом, а фирмой Fujifilm. Впрочем, положительный опыт подобного сотрудничества уже имеется - именно Fujifilm разрабатывала объективы для камеры Hasselblad XPan.
По функциональному набору эта камера является едва ли не самой насыщенной (в своём формате), что потребовало разместить на корпусе весьма значительное количество кнопок и два зубчатых колесика. Необходимая информация отображается на большом верхнем точечно-матричном ЖК-дисплее.
Hasselblad H1 имеет самый большой и информативный ЖК-дисплей, способный отображать даже гистограммы при съёмке на цифровые задники
Ещё один точечно-матричный дисплей имеется в съёмном призменном видоискателе и ещё один - на плёночном магазине. Магазин оснащается универсальной вкладкой для плёнок типов 120 и 220, в него также встроено устройство впечатывания информации, которая может включать не только традиционные экспозиционные параметры, но и, например, имя фотографа со знаком копирайта.
Будучи продуктом сегодняшнего дня, камера оптимизирована для работы с цифровыми задниками. При использовании согласованных цифровых приставок (например, Kodak DCS Pro 645Н) на главном дисплее камеры возможно даже отображение гистограмм.
Линейка оптики пока не самая большая, но очень быстро пополняется. На Фотокине с камерой было показано четыре объектива, сейчас их уже семь: 35 мм f/3,5, 50 мм f/3,5, 80 мм f/2,8, 120 мм f/4, 150 мм f/3,2, 210 мм f/4 и зум 50-110 мм f/3,5-4,5. Среди уже появившихся дополнительных аксессуаров - удлинительные кольца, батарейная рукоятка и задник для мгновенной плёнки Polaroid.
Съёмность видоискателя заставляет предположить, что в будущем появятся и сменные модели. Выпускающийся же в настоящее время призменный видоискатель не только обеспечивает разные типы замера экспозиции, но и может выполнять функции флэшметра, повышая эффективность использования простых вспышек.
Mamiya 645 Pro TL
Это популярный представитель неавтофокусного клана камер формата 645. Камера является продуктом долгой эволюции и обладает весьма неплохими характеристиками. Затвор (матерчатые шторки с горизонтальным ходом) контролируется электроникой и отсекает выдержки от 1/1000 до 8 с. Выдержка синхронизации - 1/60 с (нормально для матерчатого затвора вообще, а для такого большого - даже хорошо). Для тех же, кто занимается студийной съёмкой и соответственно нуждается в кратчайших выдержках синхронизации, выпускаются объективы типа N/L со встроенным центральным затвором - широко-угольник 55 мм f/2,8, стандартный 80 мм f/2,8 и телевик 150 мм f/3,8.
Линейка обычных объективов весьма внушительна - более двух десятков от фишая 24 мм f/4 до телевика 500 мм f/4,5APO. В это число входят два зум-объектива (стандартный 55-110 мм и длиннофокусный 105-210 мм), макрообъектив 80 мм, софтфокусник 145 мм и широкоугольный шифт-объектив 50 мм.
Камера относится к модульному типу. Это значит, что к собственно камере с разных сторон могут присоединяться различные принадлежности: видоискатели, объективы, задники, рукоятка с мотором. Выпускаются четыре плёночных задника для плёнки 120, 220 и 35 мм. Есть и полароидный задник.
Видоискатели - шахтный (может преобразовываться в "спортивный" рамочный видоискатель-иконометр для объективов с фокусным расстоянием 80, 110, 150 и 210 мм), простой призменный и призменный со встроенным экспонометром. Последний поддерживает режим экспозиционной автоматики с приоритетом диафрагмы. Плюс к разнообразным видоискателям - шесть сменных фокусировочных экранов, окулярная лупа и угловой видоискатель (для призменных). Для призменных видоискателей в системе есть прямоугольные линзы диоптрийной коррекции, для шахтного -круглые. Есть и разнообразные аксессуары для макросъёмки (удлинительные и оборачивающие кольца, мех).
На левой стороне камеры (видоискателем к себе) расположен горячий башмак с контактами TTL-согласования. Он позволяет использовать мульти-согласуемые вспышки Metz в режиме TTL-управления. Для этого требуется адаптер SCA типа 396. Цена комплекта SV Pack (призма, стандартный объектив, задник) - около $2200.
Mamiya 645E
Если в разговоре о среднеформатном оборудовании и можно говорить о бюджетных камерах, то Mamiya 645E - именно такой пример. В своё время на базе камеры 645 Pro был разработан комплект SV Pack, в который входили корпус камеры 645 Pro, особый призменный видоискатель, стандартный объектив 80 мм и стандартный задник на плёнку типа 120. По результатам применения этого комплекта в 2000 г. и появилась камера 645Е (стоимость камеры в комплекте с объективом - около $1200).
Фактически это камера 645 Pro TL с жёстко встроенным призменно-экспонометрическим видоискателем и несколько ограниченной системной совместимостью. Среди ограничений - невозможность использовать рукоятку-мотор (протяжка плёнки и взвод затвора - только ручкой-рулеткой) и объективы с центральным затвором.
Окуляр видоискателя настраивается по зрению в очень широких пределах - ±5 дптр., поэтому на отсутствие отдельных линз можно закрыть глаза. Да и остальные ограничения кажутся несущественными, если вспомнить, что речь идёт хоть и среднеформатной, но бюджетной камере. Особенно с учётом того, что все основные характеристики -диапазон выдержек, режим приоритета диафрагмы, TTL-согласование со вспышками - сохранены.
Mamiya 645AFD
Первой автофокусной Мамией была появившаяся в 2000 г. камера Mamiya 645AF. Разумеется, разрабатывалась она на испытанной неавтофокусной базе - вышеописанной камере 645 Pro. На ней прошли проверку многие технические решения, связанные с внедрением автофокусировки и повышением уровня автоматизации. Благодаря развитию электроники и с учётом пользовательских отзывов эта камера была модернизирована, прежде всего с целью улучшения возможностей работы с цифровыми приставками. Для этого на камере появился специальный серийный порт. Автофокусная Мамия оснащена жёстко встроенной АЕ-призмой и встроенным (точнее сказать, пристроенным сбоку) мотором.В целом такая конструкция выигрывает с точки зрения прочности, хотя и проигрывает с точки зрения минимально необходимых стартовых инвестиций (но тут производитель предоставляет демократический выбор: с одной стороны -645Е, с другой - 645AFD). Каркас корпуса камеры и магазина отливается из алюминиевого сплава, верхняя панель, защищающая также призменный видоискатель и электронные схемы, магниевая. В работе системы автофокусировки используется Н-образный датчик, расположенный в центре кадра. Для кадра 24x36 мм он был бы достаточно большим, но для 6x4,5 автофокусировку можно смело назвать точечной. Фокусировочный мотор размещён в корпусе камеры и передаёт усилие на объектив с помощью трансмиссии-"отвёртки".
Экспозиция измеряется пятисегментной матрицей. На призме имеется горячий башмак с контактами TTL-согласования; однако согласование в данном случае более продвинутое, и для его обеспечения требуется SCA-адаптер 3952.
Улучшенная система протяжки плёнки позволяет снимать 16 кадров на плёнку 120 и 32 на 220 (для 645 Pro TL эти цифры составляют 15 и 30 соответственно). Затвор камеры ламельный, а не шторный, кратчайшая выдержка поэтому сократилась до 1/4000 с, а максимальная увеличилась до 30 с как в ручном, так и в автоматическом режимах (против 1/1000, 4 и 8 с соответственно). В два раза короче стала и выдержка синхронизации - 1/125 с.
К числу достоинств камеры относится и электропитание: 6 батарей типа АА (в отличие от Контакса, которому для таких батарей требуется дополнительный бустер). К числу же недостатков можно отнести отсутствие сменных видоискателей, особенно шахты.
С оптической точки зрения система автофокусной Мамии весьма богата. В ней имеются 11 объективов с фокусным расстоянием от 26 до 300 мм, в том числе два зума - стандартный 55-110 и длиннофокусный 105-210 мм.
Кроме них с камерой можно использовать и объективы, разработанные для неавтофокусной системы 645, включая и объективы со встроенным центральным затвором. При использовании неавтофокусных объективов на камере действует электронный дальномер (индикатор точной фокусировки в видоискателе), замер экспозиции производится по рабочей диафрагме.
Для макросъёмки выпускаются три удлинительных кольца и поддерживающий экспозиционную автоматику мех. Наконец, для своих адептов фирма продаёт под своей маркой даже штативы с соответствующими аксессуарами и алюминиевые кофры для оборудования.
Стоимость комплекта с объективом 80 мм f/2,8 и задником - около $3400 (вообще, чем цена выше, тем заметнее может быть разброс цен в разных торговых фирмах).
Pentax 645NII
Pentax 645NII -второе поколение первой в мире системной автофокусной камеры формата 645.
Камера Pentax 645N стала первой в мире системной автофокусной зеркалкой формата 645. Сейчас выпускается её модернизированный вариант; при модернизации были учтены многочисленные пожелания фотографов, впервые испытывавших автофокусировку в среднем формате.
Автофокусная камера появилась не на пустом месте; фирма долгое время выпускала камеру 645 - системную неавтофокусную зеркалку с экспозиционной автоматикой. Стоит заметить, что автофокусный Pentax даже более прост в управлении, чем его неавтофокусный предок. На автофокусной новинке появились большие и наглядные головки и рычажки ввода экспокоррекции и эксповилки (слева от призмы), выбора выдержки и типа замера экспозиции (справа), подобные тем, что использованы на малоформатных камерах MZ-5N и MZ-3, на старой же камере был реализован кнопочно-дисплейный принцип управления.
Среди отличий, присущих исключительно современной автофокусной камере, - несъёмная рукоятка под правую руку, мощный мотор транспортировки плёнки (скорость съёмки до 2 кадров/с). Стал более удобным видоискатель.
В системе автофокусировки использован датчик с тремя горизонтально расположенными чувствительными зонами. Несмотря на то что общая чувствительная зона для кадра 6x4,5 достаточно невелика, для вящего контроля над обстановкой фотограф может принудительно активировать только центральную зону.
Ещё одной интересной особенностью камеры является изощрённая экспонометрическая система. Помимо привычных центровзвешенного и точечного замеров камера имеет "дуальный шести-сегментный матричный замер". Это означает, что в камере имеются две шести-сегментные матрицы, по рисунку сегментов совпадающие с матрицами, используемыми на протяжении уже многих лет в малоформатных зеркалках серии MZ. Одна из матриц больше по размеру и воспринимает яркость почти полного кадра, вторая матрица значительно меньше и воспринимает яркость только центральной его части (примерно соответствующей по площади кадра 24x36 мм). Обе матрицы работают одновременно, и меньшая помогает наиболее точно определить экспозицию, учитывая максимум нюансов освещенности в центральной зоне кадра (где в большинстве случаев располагаются сюжетно важные объекты).
Затвор у камеры - фокальный, с горизонтальным ходом матерчатых шторок. Диапазон выдержек от 1 /1000 - 30 с. Выдержка синхронизации со вспышками 1/60 с. Камера обеспечивает TTL-управление согласованными вспышками, причём вспышки AF500FTZ и AF330FTZ сохраняют функцию автоматического изменения угла освечивания в зависимости от фокусного расстояния установленного на камеру объектива. Для нормальной работы с простыми и студийными вспышками камера оснащена обычным РС-синхроконтактом.
В сегодняшней линейке автофокусной оптики для 645NII - около 15 объективов с фокусным расстоянием от 33 до 300 мм, в том числе целых пять зумов (такого количества нет больше ни в одной среднеформатной системе): широкоугольный 33-55 мм, стандартные 45-85 и 55-110 мм, а также длиннофокусные 80-160 и 150-300 мм. Есть в линейке автофокусный макрообъектив 120 мм и неавтофокусный телевичок (135 мм) со встроенным центральным затвором (выдержки 1/500-1/60 с). В системе Pentax, так же, как и в системе Mamiya, объективы имеют сквозную совместимость, то есть на автофокусной камере можно использовать неавтофокусную оптику, и наоборот. Среди примерно дюжины неавтофокусных были объективы, пока не имеющие автофокусных аналогов, например, 600 мм f/5,6 ED[IF]. Кроме того, специальные адаптеры позволяют использовать как оптику от камер 645 на узкоплёночных зеркалках, так и оптику системы 67 на камерах системы 645 (автофокусировка в обоих случаях не действует).
Фотоплёнка заряжается не в магазины-задники, как у конкурентов, а в особые холдеры, вкладывающиеся в корпус. Холдеры выпускаются для плёнок типов 120, 220 и 70 мм. С одной стороны, фотограф может иметь при себе запас заранее заряженных холдеров (которые, кстати, дешевле задников). С другой - процесс замены не до конца отснятой плёнки на плёнку другого типа становится сложнее.
Отсутствие у камеры возможности менять видоискатели отчасти компенсируется наличием среди принадлежностей окулярной лупы и угловой насадки, которая позволяет смотреть в окуляр сверху вниз. Для дистанционного спуска используются тросики, разработанные фирмой для узкоплёночной камеры MZ-S. Российская цена камеры без объектива около $2000.
Взаключение подчеркнем, что вышеописанные камеры относятся к самой компактной части среднеформатного оборудования, априорно не очень компактного. В автофокусных вариантах эти камеры почти так же оперативны, как и обычные 35-мм зеркалки. Неавтофокусные камеры не отличаются такой же оперативностью, но обладают своими преимуществами. Уместно напомнить, что камеры именно этого формата являются предпочитаемым оснащением западных свадебных и "бытовых" фотографов. Главное преимущество - качество. Более высокое, чем то, которое способны обеспечить даже лучшие узкоплёночные камеры. А габариты, если вдуматься, вполне сравнимы с 35-мм комплектом на базе Nikon F5 или Canon EOS-1V с бустером. Поэтому если скорость съёмки некритична - преимущество в качестве стоит того, чтобы над ним задуматься.
© Владимир Самарин (журнал ФОТОМАГАЗИН №6 2003 г) |