|
|
Документальную съемку
дикой природы он возвысил
до уровня художественной
фотографии.
Животные раскрывают
перед ним свои характеры.
Каждый его снимок — это
глава в поэме,
посвященной планете Земля |
«Групповой портрет буйволов», Амбосели, 2006
Слава, успех, признание приходят изнутри. Все внешние проявления вторичны. Если фотограф не ощущает себя крупной творческой личностью с оригинальным, необычным художественным видением, то никакая техника, реклама и связи не помогут. Если есть что сказать — зрители увидят. Они поймут без слов и заумных комментариев рафинированных художественных критиков. Когда изображение греет душу, когда сердце замирает и в головах даже угрюмых завистников проскакивает мысль «Как здорово!», вот тогда и наступает признание. Оно приходит не потому, что автор добился его, но по причине того, что у зрителей не осталось другого выбора. Талант вырос, сформировался, и его лишь нужно принять — яркий, необычный, немного дерзкий. Именно таким и оказался фотограф Ник Брандт/Nick Brandt.
Он вошел в мир фотографии сразу и уверенно. Про таких обычно говорят: и наутро проснулся знаменитым. Всего одна книга, но она стала известной на весь мир. Его сравнивают с Анселом Адамсом, критики соревнуются в хвалебных статьях, фотографические интернет-форумы пестрят восторженными откликами и наполняются кустарными сканами фотографий мастера. А фотограф, как он сам считает, ничего особенно не сделал, всего лишь старался «запечатлеть Африку, романтические картины этого континента, отразить свое сожаление по поводу идиллического мира, который уходит в прошлое». Однако что бы там ни говорили, вывод напрашивается вполне определенный: фотографии Ника Брандта, на которых изображены африканские животные и пейзажи, стали символичными, это новое слово в фотографическом видении Черного континента — это Африка, которую мы никогда не видели.
«Портрет льва», Серенгети, 2000
«Гиппопотамы на реке Мара», Масаи Мара, 200
Родился в 1966 г. в Лондоне. Окончил лондонскую художественную школу St. Martin's School of Art, где изучал живопись и кинематограф. Затем начал работать режиссером, снимал музыкальные и рекламные видеоклипы, стал востребованным специалистом, среди его партнеров: певцы Моби, Майкл Джексон, английская поп-группа Badly Drawn Boy. Переломный момент наступил в 1995 г.
«Со времен моей молодости я испытывал к животным необычайную любовь, относился к ним с таким же уважением, как к людям. Создавал изображения животных — сначала как художник, затем как режиссер. Но за эти годы мне так и не удалось побороть в себе какое-то чувство неудовлетворенности, мне не удавалось соединить вместе два моих стремления воедино — любовь к животным и к визуальному искусству. И только в 1995 г., когда я оказался в Восточной Африке на съемках видеоклипа Майкла Джексона «Earth Song», главной темой которого стала защита окружающей среды, именно там, в Африке, я осознал, как я смогу объединить два моих желания».
«Портрет двух зебр, повернувших головы», кратер Нгоронгоро, 2005
«Портрет куду», Лайкипия, 2003
«Исход слонов II», Амбосели, 2004
Ник Брандт стал фотографировать. В 2003 г. в популярном фотожурнале Black&White (июль/август) выходит трехстраничная статья, посвященная фотографу и его африканской фотографии. Однако настоящую известность ему принесла в 2005 г. 130-страничная книга «On This Earth: Photographs from East Africa, by Nick Brandt», на обложке которой изображен слон, поднимающий клубы пыли. В Лондоне, Берлине, Гамбурге, Нью-Йорке, Лос-Анджелесе, Сан-Франциско, Санта-Фе с большим успехом прошли серии выставок.
В настоящее время Ник Брандт живет в Калифорнии, в каньоне Топанга, с женой и целым зверинцем. Много работает, пожинает плоды славы и нисколько не сомневается в правильности выбора, который он сделал десять лет назад.
«Существует масса фотографов, которые снимают диких животных в движении, — рассказывает Ник Брандт. — Я же пытаюсь запечатлеть их в естественном состоянии, отразить их персональные качества, внутреннее состояние, душу. Мне хочется фотографировать их в том же ключе, как если бы я снимал человека. Лишь некоторые фотографы за всю историю светописи рассматривали съемку диких животных как жанр, представляющий собой противоположность общепринятой фотографии дикой природы — как одно из направлений фотографического искусства. Обычно изображение строится на том, чтобы показать красоту движения, я же пытаюсь выявить у животных персональные черты, показать их характер».
В связи с этим Ник Брандт никогда не использует длиннофокусную оптику. Основное орудие — среднеформатные объективы: 55, 105 и 200 мм, что эквивалентно (в 35-мм формате) 28, 50 и 100 мм (рабочая камера — среднеформатная пленочная Pentax 67). С этой оптикой фотограф старается подобраться к животным как можно ближе, «нередко до нескольких футов»: передвигается на внедорожнике или пешком следует за шимпанзе или жирафами. «Подобная близость позволяет мне раскрывать сущность каждого животного наиболее полно, и в результате получаются почти студийные портреты». Безусловно, нередко жизнь фотографа в таких условиях съемки оказывается под угрозой.
Существенной особенностью фотографий Ника Брандта является природная среда, в которой обитают животные, — «я стремлюсь захватить в кадр столько неба и пейзажа, сколько это возможно — запечатлеть животных в их естественном окружении, передать атмосферу места».
И еще один момент. Большинство wildlife-фотографов предпочитают яркое солнце — преимущественно потому, что для получения резких кадров на длиннофокусной оптике им требуются короткие выдержки. Ник Брандт, наоборот, любит пасмурное освещение. Это приводит к тому, что он нередко использует относительно широкие диафрагмы, и на многих снимках глубина резко изображаемого пространства ограничена. Но в некоторых случаях это создает интересный эффект. Во время съемки Ник Брандт часто использует нейтральные градиентные фильтры, иногда красный фильтр, чтобы притемнить небо. Как отмечает сам фотограф, эти приемы несколько старомодны и допотопны и нередко приводят к тому, что он достигает не того результата, к которому стремился, однако когда все идет хорошо, получается то, что надо.
Следует отметить, что в дополнение к усиленной контрастности и другим визуальным эффектам фотограф использует размытые, стертые, сходящие на нет границы изображения, что, по его замыслу, должно придать фотографиям вид старинных работ. Печать осуществляет на струйном принтере Epson на матовой бумаге Hahnemuhle Fine Art.
Примечательно, что Ник Брандт не намерен снимать животных в иных регионах планеты, кроме Африки, или обратиться к другой фотографической тематике. «Я хочу перенести тематику wildlife в область художественной фотографии, создавать такие работы, которые по своей значимости будут превышать документальный жанр. Безусловно, мои снимки являются откровенно идеалистическими и романтическими, они передают очарование Африки; по сути, это моя поэма, посвященная тому сказочному миру, который постепенно исчезает с лица земли».
Владимир НЕСКОРОМНЫЙ Все фотографии: © Nick Brand
|